С автопромом спорить сложно – но можно! Как отказаться от навязанных допуслуг при покупке машины
Марк решил купить автомобиль. Накопил нужную сумму и отправился в автосалон. «Нет, мы продаем машины только в кредит. Покупать за наличные у нас запрещено!» – огорошил его с порога консультант и выпроводил на улицу.
Имел ли автосалон право отказывать в покупке? На что обращать внимание при оформлении «ОСАГО»? И как бороться с навязанными допуслугами? Об этом корреспонденту «Нижнекамской правды» рассказала руководитель общественной организации городского общества по защите прав потребителей Нижнекамска Татьяна Ульянова.
– Итак, начнем с нашей истории – прав ли был консультант?
– Конечно нет, эти продажи публичные, вы сами выбираете, каким образом приобретать товар. Но, как правило, это все на словах. Я всегда рекомендую: если вы чувствуете, что вас где-то обманывают, сделайте видеозапись. Вы имеете право снимать всех, кто находится на работе, можете скрыто снять. Главное, чтобы можно было потом доказать сам факт нарушения. Как правило, автосалоны говорят, что у них такого не было.
– С какими еще проблемами сталкиваются автолюбители при покупке машины?
– К нам обращаются с очень большим спектром жалоб. Это навязанные услуги при покупке автомобиля в кредит, плохое качество при покупке подержанных автомобилей. Также у многих возникают проблемы при оформлении «ОСАГО»: при попытке получить возмещение, так же навязывают много лишних услуг. Обычно все это покупатель замечает уже после того, как оформит все необходимые бумаги. Покупатели приходят в салон уставшие, после рабочего дня. На полном доверии просто все подписывают, не читая.
– Почему допуслуги навязывают чаще при покупке автомобиля именно в кредит?
– Начнем с того, что автосалонам не выгодно продавать за наличку, они в этом случае сильно заработать не могут. А при оформлении в кредит и наличии навязанных услуг, деньги получает банк, третье лицо, предоставляющее эти услуги, и автосалон. Именно на этих автодопах и делается бизнес, а потребители страдают. Навязать это все получается только через банковский продукт, то есть изначально сумма закладывается в сам кредит. Туда входят и лишние банковские продукты, и смс-извещения.
– Раньше при покупке автомобиля предлагалось еще приобрести и флэшку, на которой была энциклопедия автомобилиста…
– Сейчас знаете до чего дошло? Они предлагают просто приобрести пароль, с помощью которого вы сможете зайти на сайт, где находится эта энциклопедия. У меня даже был случай, когда клиенту распечатали правила ПДД и продали. Сейчас деньги берут даже за то, что посмотрят по базе, не попадал ли автомобиль в аварию. И сразу клиент подписывает бумаги, что эти услуги получил. Потом очень сложно вернуть деньги обратно.
– Если все же договоры подписаны, есть возможность отменить хотя бы какие-то пункты?
– Для потребителей на законодательном уровне определены 14 дней на отмену всех услуг. За это время вы можете сами дома в свободной форме написать заявление туда, куда ушли деньги. Поэтому, в первую очередь звоните в банк и узнавайте эту информацию, можно взять выписку по счету. В документах может быть указана одна организация, а по факту – другая. В заявлении пишите, что «мне услуги эти не нужны, прошу вернуть деньги». Если для вас это сложно, приходите к нам по адресу: Ахтубинская, 18. Мы поможем бесплатно написать заявление.
– Итак, машина куплена. На что нужно обратить внимание при оформлении «ОСАГО»?
– Когда заполняешь заявление о том, что произошёл тот или иной случай – это все стандартная процедура. Но дальше компания предлагает подписать договор цессии, где вы отдаете полностью свои права сторонней организации. Она представляет ваши интересы перед страховой компанией, а вы сами при этом вообще не участвуете. Обычно потребители подписывают подобный договор в общей папке бумаг. И потом понимают, что что-то не так, когда не ремонтируется машина или не поступает выплата. Или бывает выплата приходит очень маленькая. Однажды ко мне обратился человек, которому за бампер перевели всего 1900 рублей, когда самый дешевый стоит от 5000 рублей. И он не понимал, почему так мало. Начали перебирать документы, нашли этот договор, а по нему эта сторонняя компания удержала сумму за свои услуги и все, ничего не сделаешь. Всего этого можно избежать, нужно просто внимательно читать документы! Будет еще лучше, если вы проконсультируетесь с юристом до получения на руки каких-либо бумаг.
– Ситуация от читателя: попали в ДТП, страховая компания назначила день оценки. На встрече потребитель отказался от денежных выплат и выбрал ремонт в сервисе. Прошло 10 рабочих дней, машину до сих пор не начали ремонтировать. Есть ли какой-то регламент на такой случай?
– Регламент есть. Он указан в законе об «ОСАГО». Там сроки все прописаны. Если вы видите, что есть нарушения, рассчитывайте еще пять дней и обращайтесь к нам. Помните, что ваша сила не в том, чтобы истерить, что-то требовать и так далее, а в том, что к проблеме нужно всегда подходить с холодной головой.
– А с какими бедами можно столкнуться при покупке машины с автопробегом?
– Чаще всего машина начинает сыпаться практически сразу. Чтобы избежать этого, возьмите с собой в автосалон грамотного специалиста, а лучше даже друга-перекупа, который с вами придет в салон, сядет в авто, проедется на тест-драйве.
– Какие есть подводные камни при оформлении договора на такой автомобиль?
– Обычно здесь в договоре клиент подписывает пункт о том, что понимает, что машина была ранее в употреблении и все, что там выявляется после, он принимает и согласен с этим. Потом доказать что-то в суде очень тяжело, такие процессы длятся годами, с автопромом сложно спорить. Поэтому делайте упор на то, чтобы все рассмотреть до покупки машины.