За Советскую власть, за шариат!
«НП» продолжает цикл публикаций, посвященных 100-летию образования ТАССР.
Сегодня мы обратим взор на изменения в религиозной и культурной сферах, которые происходили на территории нашей республики в 20-40 годы прошлого века.
«Красные шариатисты» и борьба с религией
В сознании современного человека четко зафиксировано, что Советская власть в качестве одной из своих магистральных линий занималась борьбой с религией. Однако далеко не все было столь плоско и однозначно. Декрет 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» предоставлял право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, а также провозглашал равенство всех вероисповеданий.
Мусульманские приходы, как отмечают историки, в первые годы Советской власти, в отличие от православных, оказались практически не затронуты экспроприацией. Во второй половине 20-х годов прошлого века, когда борьба с религией приняла наиболее воинствующий характер, в Казани прекратили деятельность 12 из 52 церквей и монастырей, а из 19 мечетей не было закрыто ни одной. В первые годы после Гражданской войны в мусульманской среде и вовсе получил широкое распространение тезис о совместимости шариата и коммунизма, вследствие чего некоторая часть мусульманского духовенства провозгласила лозунг «За Советскую власть, за шариат!» Движение «красных шариатистов» достаточно широко распространилось не только в Татарии, но и на Кавказе и в Средней Азии.
Впрочем, в дальнейшем в религиозных вопросах власть лишь «закручивала гайки». Пик закрытия и «переформатирования» культовых учреждений пришелся на 1939 год: в Татарии тогда было закрыто 698 молитвенных зданий, из которых 574 мечети и 124 церкви. В течение 1930-х годов в республике было репрессировано 1065 мусульманских священнослужителей и 1600 православных религиозных деятелей. В итоге к началу Великой Отечественной войны остались только два действующих православных храма – в Казани и Мензелинске, одна мечеть в Казани и несколько – в районах.
Культурное просвещение
Если в отдельных сферах жизни проявлялись перекосы и перегибы, то образовательно-культурная деятельность Советской власти носила по-настоящему массовый, всеобъемлющий и, что самое главное, эффективный характер. Достаточно сказать, что в период с 1927 по 1940 годы количество клубов и домов культуры в Татарии увеличилось с 349 до 3007, а библиотек – с 421 до 2251.
Огромную роль в формировании идеологических установок играла периодическая печать. К середине 20-х годов в республике выходило 47 газет и журналов, 19 из которых – на татарском языке. Ведущими среди них являлись газеты «Красная Татария», «Кызыл Татарстан» («Красный Татарстан»), «Колхозник Татарии», «Эш» («Труд»), журналы «Большевик Татарии», «Мэгариф» («Просвещение»), «Азат хатын» («Свободная женщина»). С ноября 1927 года в Татарии появилось регулярное радиовещание. К 1937 году общее количество радиоточек и радиоприемников в республике превысило 30 тысяч единиц.
С середины 1920-х годов было налажено производство документальных лент. Официальным днем рождения «Таткино» считается 13 февраля 1924 года. В республике в то время снимались и художественные фильмы. В 1927 году на территории Татарии прошли съемки фильма «Булат-батыр» на тему крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.
Коренизация
После образования в мае 1920 года Татарской АССР в республике стала проводиться политика так называемой коренизации. Она подразумевала обеспечение представительства татар во всех советских и хозяйственных учреждениях, повышение их процентной доли в административных органах и внедрение татарского языка в делопроизводство. 25 июня 1921 года Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров ТАССР приняли Декрет о признании татарского языка обязательным во всех официальных инстанциях.
Необходимым требованием при приеме на работу служащих стало знание ими обоих государственных языков. Все основные законы страны – гражданский, уголовный, земельный, трудовой кодексы – в короткие сроки были переведены на татарский язык. Для чиновников, не владеющих языком коренной национальности, открывались специальные курсы. Процентная доля татар в государственных учреждениях заметно выросла: если в 1921 году в республиканских центральных учреждениях насчитывалось 7,8 % татар, то в 1931 году – 33 %. В дальнейшем, уже в 30-е годы, политика коренизации заметно ослабла.
Реформы татарской письменности
В 1920-30 годах татарская письменность пережила сразу несколько реформ. Еще до революции часть татарской интеллигенции настаивала на необходимости перехода с арабской графики на латинский шрифт. Она полагала, что латинизация сблизит тюркскую и западноевропейскую культуры. С другой стороны, противники латиницы считали, что переход на новый шрифт замедлит развитие национальной культуры и повлечет за собой большие моральные издержки. Тем не менее, в 1927 году яналиф (единообразный тюркский алфавит на основе латиницы) был официально утвержден в качестве алфавита татарского языка.
Но на латинице татары писали недолго: уже в 1939 году татарская письменность была переведена на новый алфавит, созданный на основе кириллицы. Подобные метания в самый короткий временной период не могли не отразиться на культуре татарского народа. Изучавшие грамоту на основе кириллицы татары уже не могли прочитать и освоить то, что создавалось их предками. В то же время культурный багаж татарского народа обогащался новыми писателями и поэтами, которые создавали свои произведения уже на основе кириллического алфавита.
По историческим документам