16+

Нижнекамцам рассказали, что делать и куда обращаться, чтобы защитить свои потребительские права

Нижнекамцам рассказали, что делать и куда обращаться, чтобы защитить свои потребительские права

Бывает так: купил новую вещь, попользовался ею некоторое время, а вскоре выявил в ней существенный недостаток, или покупка вовсе пришла в негодность.

Кто виноват при этом и что делать, чтобы защитить свои потребительские права? Ответы на эти и другие вопросы мы нашли в местном отделе Роспотребнадзора РТ.

Нижнекамец Юрий Малков (имена изменены – примечание ред.) приобрел новенький телефон с множеством различных функций. Он исправно служил своему хозяину год, и ровно после истечения этого срока в нем обнаружился существенный технический недостаток. Батарейка перестала поддерживать зарядку, и смартфон просто выключался на ровном месте. А затем телефон и вовсе перестал заряжаться.

За решением проблемы мужчина обратился в магазин, где приобрел некачественный товар. Однако там в замене телефона на новый или в возврате суммы, потраченной на его покупку, нижнекамцу отказали.

Главный специалист-эксперт Роспотребнадзора по Нижнекамску и Нижнекамскому району Лира Ребровская объяснила, что есть особенности предъявления требований в отношении недостатков товара.

– При обнаружении в товаре недостатков потребитель вправе предъявить продавцу или изготовителю требования о возврате денежных средств, уплаченных за товар, или обменять некачественный товар на новый, если недостатки обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В данном случае гарантийный срок истёк, поэтому отказ продавца в замене был вполне мотивирован.

Чем отличается гарантийный срок от срока годности и срока службы товара? И каковы особенности сроков предъявления требований в отношении недостатков товара?

На какие группы товара устанавливаются сроки годности?


Срок годности – период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.


Сроки годности устанавливаются на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и подобные товары, которые по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде, либо которые в процессе хранения или использования теряют свои потребительские свойства, в результате чего становятся непригодными для использования по назначению.

Гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя.


Срок службы товара – период, в течение которого производитель гарантирует потребителю исправность и работоспособность товара.


Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляются со дня передачи потребителю товара, если иное не предусмотрено договором.

Однако для сезонных товаров (обувь, одежда) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона. Этот срок определяется соответственно субъектами Российской Федерации, исходя из климатических условий места нахождения потребителей.


Вот еще один пример некачественного товара, покупка которого не принесла радости его новому обладателю. И снова искать защиты своих прав предстояло мужчине. Ильдар Галиуллин купил кроссовки, которые при носке начали расклеиваться. Подошва стала попросту отходить от основы спортивной обуви. Потребитель обратился в Роспотребнадзор, однако там ему объяснили, что сначала ему необходимо сходить в магазин и попробовать на месте решить вопрос с продавцом, который реализовал ему некачественный, бракованный товар.

Нижнекамец так и поступил. Без малейших колебаний продавец произвёл ему замену обуви. В противном случае свои интересы покупателю пришлось бы отстаивать в суде. По закону, если продавец никак не отреагировал на претензию покупателя по замене некачественного товара, за дело берется или Роспотребнадзор, или суд – смотря куда обратится потребитель. Первые проведут проверку, вторые определят сумму ущерба и накажут виновных.

Продавец вправе отправить товар на независимую экспертизу, чтобы выявить причину поломки. Если она произошла по вине покупателя, он не получит возврата денежных средств за товар, да к тому же на его плечи лягут все расходы и издержки – к примеру, за проведенную экспертизу.

Как быть с покупками через Интернет?

Если продажа товара осуществляется дистанционно – через Интернет, по почте либо каким-либо другим способом, то гарантийный срок товара исчисляется со дня доставки товара потребителю.

А если на товар не установлен срок годности или гарантийный срок? Тогда потребитель вправе предъявить свои требования 
изготовителю или продавцу в пределах двух лет со дня передачи товара, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Иногда бывает, что некоторые непродовольственные товары – например мебель или бытовая техника – доставляются в один день, а установка, подключение либо сборка производится продавцом в другой день, в этом случае гарантийный срок исчисляется со дня, когда у потребителя появилась возможность полноценно использовать товар. Но если потребитель приобрел товар у одного продавца, а установку и сборку через некоторое время осуществляет другая организация, то эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи, говорит Лира Ребровская.

Иногда бывает, что недостаток в товаре обнаруживается после того, как прошел его гарантийный срок, но в пределах двух лет. Тогда потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования по замене, ремонту или возврату товара, если сможет доказать, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.


В каждом конкретном случае надо разбираться. Чтобы обезопасить себя от подобного рода проблем в будущем, необходимо при покупке всегда брать гарантийный талон или товарный чек, в котором должны быть прописаны: наименование товара, количество, дата покупки, данные продавца (ФИО, ИП, ООО), срок гарантии, № чека и наименование магазина (название торгового центра, к примеру).

При возникновении спорной ситуации специалисты Роспотребнадзора рекомендуют сначала обратиться к продавцу с претензией и только при получении отказа в удовлетворении своих требований обращаться в другие ведомства за восстановлением своих 
потребительских прав. Территориальное отделение управления Роспотребнадзора РТ в Нижнекамске находится по адресу: 
ул.Ахтубинская,18. Телефон для справок: 8 (8555) 41-55-50.

Пожалуйста, оцените материал:
Статьи «Нижнекамской правды»