Сказки дядюшки Володи
Спальный район Нижнекамска. Во дворе гремит техника — рабочие бурят скважины для новых светильников, ровняют землю на газонах, красят фасад дома. На Менделеева, 16 жизнь не просто кипит — шумит и гремит, и только для одного человека здесь время будто остановилось. На нём серая жилетка, кепка-восьмиклинка, в руках кисточка.
Седовласый мужчина молча смотрит на стену…
Не факт, что Айвазовский, но точно Пушкин!
«Владимир Анатольевич! Я так вас себе и представлял. Это вы художник?», — окрикнул мужчину.
Тот, словно выйдя из своего особенного мира, огляделся по сторонам, но увидев меня улыбнулся и, отложив кисточку на строительные леса, протянул руку: «Приветствую! Как вас зовут?».
Так и познакомились…
Возникла пауза. Оба стояли и смотрели на белую стену, на которой чёрной краской были нарисованы силуэты — кот, девушки в кокошниках. Один не узнать было нельзя — это был Александр Сергеевич Пушкин. Мой новый знакомый разрисовывал стену местного ЦТП:
— Пока что чёрной краской по контуру набрасываю рисунки. Затем, когда будет видно, как они композиционно распределены на стене, я возьмусь за цвет. Будет использоваться и цветная эмаль и баллончики с краской. Но поскольку баллончики распыляют достаточно широко, а у меня много мелких деталей, то придётся и кисточкой поработать. Баллончиком буду красить большие плоскости.
Владимир отправился к «холсту» и начал рисовать новые линии, в которых появлялись морские волны, бородатый Чародей и Руслан, «златая цепь на дубе том»… Не трудно было догадаться, что сподвигло художника на монументальную живопись. Не факт, что маринист, но точно Пушкин!
«Чувствуете себя Айвазовским с девятым валом?», — обратился я к творцу.
«Вот когда того старика буду рисовать с золотой рыбкой на фоне бушующих волн, то, наверное, почувствую себя таким!», — усмехнувшись ответил Владимир.
Не судите по себе!
— Сюжет в голову пришёл сразу, долго я не думал. Пушкин — классик, сказки которого мы все знаем с самого детства. Этот мотив не только красивый, но и познавательный. Ребятишки будут подходить, смотреть, узнавать героев сказок Александра Сергеевича, профиль которого я тоже изобразил. Здесь получилось своего рода попурри из его произведений.
«Давайте сказки считать!», — предложил я.
Художник охотно согласился, и, с прищуром вглядываясь в «полотно», начал: «Руслан и Людмила, Лукоморье, где леший бродит, бабка со стариком из „Золотой рыбки“, три сестрицы под окном из „Сказа о царе Салтане“. Может быть, даже что-то ещё из мелких деталей придётся добавить».
Двор с каждым мазком кисти превращался в сказку по мотивам произведений солнца русской поэзии. Почему именно сказки?
«Они живут у нас в душе с самого детства. С молоком матери воспринимаем эти сказки — их читают бабушки, мамы, в детском садике, в школе, мы смотрим мультфильмы, постоянно встречаем! Как мне кто-то сказал: „Ты вот сказки Пушкина нарисовал, а дети их знают?“. Я сказал: „Не судите по себе! Дети узнают и чёрного кота, и трёх девиц“, — сказал Владимир, нанося очередной мазок на свой бетонный холст.
Любимая сказка мужчины — „Сказка о рыбаке и рыбке“. Пока художник вносил правки, корректировал контуры, а я фотографировал работу творца на камеру, то и дело по одному подходили рабочие посмотреть, как рождается самое настоящее живописное чудо.
Дети и животные
Для моего знакомого это стало дебютом на стене, хотя в искусстве живописи он далеко не новичок — член Союза художников Татарстана, Союза акварелистов, Союза художников-педагогов… А начинал когда-то с лозунгов. В Нижнекамск с родителями юный Володя приехал 13-летним мальчиком. Был тогда 1977 год. Окончил десятилетку и в 16 лет устроился на шинный завод художником-оформителем. Правда, вот проработал там не долго — не так себе представлял труд художника:
«Я ещё пацан зелёный, а тут закрыли в четырёх стенах и заставили писать вот эти молнии, транспаранты. Мне было скучно, выдержал пять лет и сбежал. Пришел в Дом пионеров. Когда предложил себя как художника, мне сказали: „Извините, нам художники уже не нужны“. Я вышел, посмотрел на список кружков. Там чего только не было — и судомодельный, и авиамодельный, и танцевальный… И меня осенило:
«Стоп, тут нет кружка юннатов!». А у меня дома и чижики, и ёжики, и аквариумы, и это не считая кошки и собаки. Я набрался наглости, развернулся и опять к директору: «Я посмотрел, у вас столько много кружков, а вот такого нет». Начал объяснять.
«А дети будут ходить?», — спросил директор.
«Валом будут ходить!», — заверил я.
И вот в 1984 году меня приняли руководителем кружка юннатов. Сделал кабинет, оформил, аквариумы смонтировали, вольеры были. Дети ходили — занятия шли с 8 утра и до 8 вечера», — рассказал Владимир.
В 1990 году открылась станция юных натуралистов (сейчас «Детский эколого-биологический центр»), с тех пор там и работает мой новый знакомый. Сказал, что рисовать не разучился, пока с животными работал: «Когда я учился на „худграфе“ (художественно-графический факультет, сейчас Факультет Искусств и дизайна Набережночелнинского государственного педуниверситета, — прим. авт.), у меня возникла идея соединить несоединимое, и я попробовал любовь к животным соединить с искусством. Таким образом родилась авторская программа, по которой я сейчас и веду занятия — „Юный анималист“.
Анималистика — это рисование всего, что связано с животными. Мы с ребятишками изучаем какое-то животное, его жизнедеятельность, среду обитания, чем питается, внешний вид, а затем его рисуем. Когда ты знаешь всю подноготную о животном, то рисовать интереснее и проще. Так у меня рука об руку и идут по жизни — рисование и любовь к животным».
Послесловие
Во дворе настоящий праздник. Местные благодарят строителей за обновление территории, а художника за новый шедевр. Удался он на славу и на радость жильцам микрорайона. Можно даже сказать, что местной достопримечательностью стал!
Владимир Кондратенко поделился «сказочными» планами на будущее:
— Это мой микрорайон, здесь я живу, работаю в 15 школе, соответственно сразу решил свои использовать возможности как художника. Сказка — это очень хороший жанр, и если его продолжать, то у меня была идея ещё и сказки Тукая нарисовать, их очень много — былины, повести, которые мы в школе на литературе изучаем. Они у нас в крови. Я чувствую, что причастен к какому-то большому делу — к оформлению и красоте Нижнекамска, и это чувство приятное, потому что всё не просто так! Хотя техники (рисования кистью и баллончиком) совершенно разные, я справлюсь. Не боги горшки обжигают, так что всё сделаем и будет отлично!
Ко дню открытия обновлённого двора стена пестрила яркими красками, сказочными персонажами, а взгляд Александра Сергеевича Пушкина одобрительно смотрел на всю эту картину, внизу которой, на подоле сарафана одной из трёх девиц надпись: «Кондратенко. А.В. 20.09.24».