В ожидании трамвая
«Ну что, дорогой, сегодня будем работать?», — водитель трамвая Светлана Никитина погладила вагон. Дверь распахнулась, словно в приветствии. Женщина поднялась в кабину, села на водительское место и пригласила меня составить ей компанию.
Издав звонкую трель, состав тронулся в путь.
Любовь с первого взгляда
Приборная панель засверкала огнями. Трамвай медленно шел, покачиваясь на путях. Пока ехали, разговорились. Женщина рассказала, что работает водителем трамвая уже 31 год.
График работы: четыре дня — с утра, затем один выходной, пять дней — во вторую смену, следом — два дня выходных. В общей сложности получается восьмичасовой рабочий день. Единственный минус — в первую смену вставать приходится в три утра, а со второй смены возвращаться домой в 12 ночи.
Нашу беседу прервал автомобильный сигнал — водитель джипа куда-то спешил.
В таких случаях, после фиксации ДТП инспектором ГАИ, вагон продолжает свой путь. Если поломка серьезная, водители растормаживают вагон, меняют предохранитель, потом за дело берутся слесари. Но если уже и это не поможет, трамвай отбуксируют в депо. Делается это так: сзади подъезжает исправный трамвай и толкает аварийный перед собой.
Сложности доставляет и погода. Во время дождя или снегопада у трамвая возникает пробуксовка, оказывается, многотонная машина тоже может идти юзом. Спасает опыт водителей, который может сохранить жизнь.
Сделав круг, трамвай вернулся в депо. Светлана передала руль своей коллеге и направилась в диспетчерскую. Я же поспешила на интервью к директору «Горэлектротранспорта» с важными вопросами — почему увеличился интервал движения, и что город в скором будущем может остаться без трамваев — слишком велик износ подвижного состава.
Встать на рельсы
Директор МУП «Горэлектротранспорт» Эдуард Шайдуллин слух опроверг, но… частично.
Но в то же время, износ всей инфраструктуры нижнекамского предприятия на сегодняшний день составляет 82%. Средний возраст вагонов в Нижнекамске — 31 год (среди них есть трамваи 1981–1982 годов выпуска). Самый новый вагон в нижнекамском «Горэлектротранспорте» был приобретен в 2016 году.
Самые старые вагоны, со слов директора, при должном уходе, смогут прослужить еще лет пять. Списанный транспорт полностью разбирается. Если есть возможность использовать ту или иную часть — ее применяют (тележки, двигатели, колеса, редукторы). А кузов и рама режутся и сдаются в металлолом.
Кроме того, около 2,5 км путей в черте города нуждаются в капитальном ремонте, в частности, замене верхнего строения путей (рельсы, шпалы, щебень, покладки, накладки, тяги). Ремонт дорогостоящий — один километр обойдется в сумму свыше 60 млн. рублей. Вся надежда на помощь республиканского или федерального бюджетов, в рамках программы «Комплексное развитие городского электрического транспорта».
Поговорили и о кадрах. Горожане видят, что часть трамваев курсирует по городу с табличкой «Без кондуктора».
По штатной численности, в «Горэлектротранспорте» должно быть 55 водителей и столько же кондукторов. А по факту работает 28 водителей и 20 кондукторов. Из-за этого увеличился интервал движения трамваев. Иногда его приходится ждать до 40 минут, особенно это отмечают горожане по 6 маршруту и в выходные дни.
«Зарплата кондуктору и водителю выплачивается из доходов предприятия. И первое — это продажа билетов, а пассажиропоток с каждым годом сокращается. Если в 2021-м мы перевезли 9 млн человек, то в 2023-м эта цифра упала до 6 млн, за первую половину 2024 года — 2,8 млн. человек. Прекратилось трамвайное движение и в сторону промышленного узла — это еще минус несколько миллионов. Что же касается интервала — то он действительно увеличился, но не превышает норм, обговоренных в муниципальном контракте. Проблем много, но мы надеемся их решить. Если городские власти помогут, первым делом будем поднимать зарплату нашим работникам, чтобы была конкурентоспособной по сравнению с другими профессиями», — объяснил директор и обратился через нашу газету к соискателям: «Тех, кто хочет у нас работать, обращайтесь в депо по адресу ул. Вокзальная, 9. Приходите, мы за наш счет отправим вас на обучение. Через полгода сможете уже встать на рельсы. Единственное условие — вам должно быть не меньше 21 года. Так же ждем кондукторов, для них обучение не требуется».