Отец ритмов
«Смотрите, дождь не вызовите случайно!», — рассмеялась учитель музыки школы № 18 для детей с ОВЗ Альмира Зарипова и протянула мне бубен.
Популярный музыкальный инструмент среди шаманов вызывал у меня неподдельный интерес, ведь с ним связано много мифологий и поверий.
Мистический посредник
Урок начался с истории.
«По некоторым источникам, первый бубен появился в Азии во втором или третьем веке и являлся инструментом исключительно шаманов. У африканцев он имел круглую форму. Раньше обод бубна изготавливали из дерева. На него натягивали кожу животного, а в середине устанавливали колокольчик, чтобы он звенел при каждом ударе. Шаманы считали этот инструмент живым, для них он „пел“. А также — был посредником между хозяином и духами во время обрядов. Играя на бубне, вызывали дожди во время засухи, молили богов о хорошем урожае, лечили болезни и просили о защите у усопших родственников. А также ходила легенда, что бубен связан с жизнью своего хозяина. Считалось, что, если сломать его, шаман умрет», — рассказала Альмира Зарипова.
Со временем бубен распространился и среди многих народов, но имел различный вид. Например, у якутов он был в форме овала, а у индейцев — многоугольника.
Наиболее распространённые сегодня:
1. Гавал, даф, дойра из восточных стран (Узбекистан, Татжикистан, Казахстан). Они имеют диаметр до 46 см. Мембрана такого бубна изготавливается из осетровой кожи и подвешивается на металлические кольца.
2. Канджира — индийский вариант бубна, от своих «собратьев» этот инструмент отличается высоким звуком. Диаметр доходит до 22 см при высоте 10 см. Мембрана изготавливается из кожи ящерицы.
3. Бойран — ирландский вариант диаметром до 60 см. Для игры на инструменте используются палочки.
4. Бубен Пандейру обрел популярность в государствах Южной Америки и Португалии. В Бразилии пандейру используется для танцев самба.
Первые упоминания об инструменте на Руси, как указывают источники, появились во времена правления князя Святослава Игоревича.
Сказано, что тогда бубен называли ратным, он использовался для поднятия духа воинам, оркестры отсчитывали на нем марш. Тогда он имел форму огромного деревянного котла, обтянутого кожей.
Пишут, что для его перевозки использовали аж до четырех коней. Набатчики (так называли тех, кто на них играл) били по бубну колотушками. Сильный грохочущий звук внушал страх врагу, а с помощью коротких ударов отряды передавали друг другу информацию или предупреждали о набеге.
Для праздников его начали использовать чуть позже, с помощью бубна шуты и скоморохи зазывали гостей на веселье, он имел круглую форму и легко умещался в руках. В таком же виде он дошел и до наших времен. Форма не изменилась, а кожу сейчас не используют, звук извлекают ладонями.
Кстати, бубен — по праву считается самым первым ударным музыкальным инструментом, поэтому его называют «Отцом ритмов».
Все не так-то просто!
Поговорив, мы перешли к практике. Оказалось, что играть на нем можно и ударяя инструментом по различным частям тела (например, по ноге или по плечу) и точечно, пальцами.
Я согнула руку в локте, при этом большой палец вошел в пустое отверстие в бубне — такое положение необходимо для устойчивой фиксации инструмента. Была и вторая позиция, которую мне показала преподаватель. Для неё необходимо обхватить бубен двумя руками, мембраной наружу, а бить пальчиками.
Альмира Зарипова отсчитывала ритм, а я играла. Мы попробовали повторить все с музыкой. Я порою сбивалась, из-за чего немного расстроилась.
Увидев, что я воодушевилась, Альмира Зарипова предложила еще один способ игры. Называется он «цыганочка»: «Возьмите инструмент одной рукой, отодвиньте от себя на максимальное расстояние. Сделайте движение, будто рука дрожит. Таким образом очерчиваете круг, считая до четырех. На четвертый — ударяете бубном по противоположной ладошке».
Я четко следовала всем указаниям, в кабинете зазвенела трель от металлических дисков на ободе. У меня получилось лишь благодаря тому, что преподаватель отсчитывала ритм вместе со мной. Но я начала частить, тогда меня остановили.
«Часто ли этот инструмент используется в оркестрах?», — спросила я.
«Да, помимо оркестра, звуки бубна можно услышать и в композициях рок-музыкантов, а также во время выступлений различных фолк– и этно–групп. Так что этот инструмент можно считать современным!», — подытожила Альмира Зарипова.
Интересные факты
- Игра скоморохами и уличными музыкантами на бубнах долго вызывала острое недовольство у представителей православной церкви. Поэтому по повелению московского патриарха Никона пять телег до отвала нагрузили различными музыкальными инструментами, на которых играли скоморохи, и привезли на Москву-реку. Их разгрузили и там прилюдно сожгли. Большущий костер полыхал несколько суток.
- Бубен у шаманов имеет множество значений. Он может быть конем, на котором колдун перемещается по небесному миру, лодкой, плывущей по подземным рекам, оружием, защищающим хозяина при встрече со злыми силами.
- Есть документальное подтверждение, доказанное опытным путем, что шаманы при помощи звуков бубна, исполняемых в определенном ритме, могут ввести человека в легкий транс или даже в гипнотическое состояние.
- Бубен шамана считается священным и прикосновение к нему других людей недопустимо. Даже изготавливать свой инструмент шаман должен сам, пройдя перед этим особый обряд очищения, отказываясь от разного рода наслаждений, в том числе и телесных.
- Обычно шаман начинает обряды с очищения и «оживления» бубна, разогревая его на костре. Потом ударами по бубну и гортанным пением вызывает духов, которые по повериям прилетают и садятся на подвески бубна.
- У цыганок бубен долго был женским инструментом безо всякой мистической подоплёки. Бубен давал любой девушке выступить с танцем, когда её попросят, не разыскивая музыкантов себе в помощь, а на мембрану бубна легко было ловить монеты, которые кидали ей в награду. Лёгкий в переноске и обращении, бубен давал большую степень свободы цыганке и был той музыкой, которая всегда с тобой.