16+

Она – своя, как мама

14-09-2023, 10:18
Она – своя, как мама
Учитель нижнекамской школы № 21 Нина Шумкина

«Ее любят дети и уважают родители. Шумкина Нина Павловна работает по методике Сухомлинского, владеет даром убеждения. Не только интересно преподаёт биологию и географию, она – своя, как мама!».

Такое письмо пришло в редакцию газеты «Нижнекамская правда» от родительницы ученицы школы № 21. Мы не смогли оставить его без внимания и решили познакомиться с учителем поближе.

Не на своем месте

Нина Павловна встретила корреспондента «НП» у ворот. «Когда мне сказали, что кто-то написал вам обо мне, я очень удивилась, мне так неловко», – призналась женщина, пока провожала меня до класса. Как только сели за парты, попросила почитать письмо. С дрожащими от волнения руками и улыбкой на лице, быстренько пробежалась по написанным строчкам. Когда Нина Павловна подняла взгляд, в глазах стояли слезы: «За 46 лет работы такое со мной впервые. Я помню ее, дочь женщины, которая вам написала, зовут Юля, училась у меня, потом поступила в Ижевский университет. Теперь работает микробиологом. Эта девочка обожала тему про гельминтов», – 
засмеялась женщина.

Родом Нина Шумкина из Мамадыша. Ее и младшую сестру мама воспитывала одна, отец погиб очень рано. По словам Нины Павловны, она уже с детства знала, кем будет, когда вырастет: «Я ходила по огороду и представляла, что провожу экскурсию для детей. Подходила к растениям и говорила: «Посмотрите, какой красивый цветочек, листочки у него такие-то и такие-то и так далее».

Поступить сразу после окончания школы не получилось, маме нужна была помощь. Юная Нина пошла работать пионервожатой в селе Красная Горка. «Я с первого дня осознала, что это не моё, но только через два года появилась возможность поступить в Казанский пединститут, отделение биологии и географии», – вспоминает женщина.

Проучившись пять лет, вернулась в родной Мамадыш, ей, как молодому специалисту, дали направление в Кляушскую среднюю школу. «Заведующий  ГУО (городское управление образования – прим. авт.) сказал, что я не поеду по направлению. Велел мне собираться и ехать в Соколки. Я сразу отказалась, так как об этом селе ходила нехорошая слава. Через пару дней меня снова вызвали, приехал директор Сокольской школы, он то и смог меня уговорить. В Соколках мне дали сразу биологию, географию, химию, математику, историю. Учителей не хватало, пришлось согласиться на такой объем работы. Сегодня там директором является моя бывшая ученица».

Прошло три года. За это время Нина вышла замуж, родила дочь, её повысили до должности завуча по учебной части. Через десять лет друзья из Нижнекамска позвали к себе в город. Муж настоял на переезде. «Я очень боялась перемен, думала, что между сельской школой и городской очень большая разница, казалось, что не справлюсь. В итоге устроилась воспитателем в детский сад. Как раз в это время уволились две воспитательницы, группа осталась оголенная. Здесь мне было хуже, чем в пионерлагере. Я ходила на работу и плакала – я была не на своем месте», – рассказала Нина Павловна.

По заветам Сухомлинского

Время шло, Нина свыклась со своим положением, вникла в работу садика, но мечтать о школе не переставала: «Когда выпускалась моя группа, я очень хотела посмотреть на них в будущем. Как они пойдут в первый класс, как будут расти, кем станут. Через четыре года садик закрыли за ненадобностью и на его базе открыли два начальных класса, так как в соседней школе не хватало кабинетов. Подружилась с учителями, они предложили мне поработать в группе продленного дня. Я с радостью ухватилась за такую возможность. Через некоторое время директор школы № 21 позвал меня к себе учителем биологии. Так с 1995 года я тут и работаю. С первых дней поняла, что зря боялась. Дети – они везде дети, нет никакой разницы, где они учатся».

– Современные первоклашки отличаются от тех детей, которые приходили в школу в те года? – спросила я. Нина Павловна улыбнулась и ответила: «Очень. Дети сейчас стали злее, более жёстче, эта перемена проходила с годами. Все зависит от родителей. Если с ребенком заниматься и вкладывать в него, он вырастет добрым и воспитанным».

Учитель Нина Шумкина с учениками
Учитель Нина Шумкина с учениками

Сама Нина Павловна старается воспитывать своих учеников по методике Сухомлинского (Василий Александрович Сухомлинский – знаменитый советский педагог-гуманист. Писатель, кандидат педагогических наук и новатор в образовании, выступавший против наказания детей и за уважение личности ребенка. В Китае изучение его идейного наследия входит в программу школ и университетов, – прим. авт.).  «Будучи студенткой, я посетила его школу и была очень удивлена, насколько там воспитанны и трудолюбивы дети. Нам выделили класс для проживания. Утром мы встали и увидели, как дети подметают на улице. Ни одного взрослого не было рядом, они самостоятельно и добросовестно трудились. Василий Александрович утверждал, что трудовое воспитание – прежде всего. Я с ним согласна и рада, что сейчас решили вернуть эту практику», – поделилась своим мнением педагог.

К слову, у Нины Павловны есть свой способ работы с хулиганами: «С каждым из них нужно работать индивидуально. Я считаю, что нужно сесть, спокойно поговорить, выяснить причины такого поведения. Ни в коем случае нельзя стыдить перед всем классом, только наедине, только лично».

Ползала между партами

Нина Павловна за 46 лет работы прерывала свою педагогическую практику всего на семь месяцев, когда была в декрете со второй дочкой. Женщина, которая ее замещала, уволилась, Нину уговорили выйти на работу раньше срока: «Я приносила дочь с собой в школу. Пока рассказывала детям урок, она ползала между партами. Помню, подползет к портфелю пятиклассника, посмотрит, потрогает и дальше ползет. Через какое-то время она засыпала, я поднимала ее и укладывала на стулья, так вместе и работали. Зато к первому сентября ее все учителя в школе знали, она выросла у них на глазах».

Сейчас Нине Павловне 63 года, в ее классе 27 детей, в этом году они пойдут в шестой класс. Женщина с нетерпением ждёт начала нового учебного года: «Я мечтаю хотя бы одного ребёнка подготовить к олимпиаде по географии. Есть одна девочка, которая очень интересуется этим предметом, у нее есть все шансы на победу. Мои дочери не хотели, чтобы я брала классное руководство. Ну, а как не взять? Хочется их растить, смотреть, как они взрослеют, проводить во взрослую жизнь, мне так интереснее. В планах вот выпустить их, а дальше – жизнь покажет!».

Пожалуйста, оцените материал:
Статьи «Нижнекамской правды»