Золотые руки Алевтины
Миша нервничал. «Не получается у меня этот поползень», – заплакал мальчик, отшвырнув от себя кусок глины. И тут учительница предложила: «Встанешь в пять утра? Я зайду за тобой, и мы вместе пойдем смотреть на настоящего поползня». Он сначала не поверил, но все же вышел в назначенное время.
С теплотой вспоминает Алевтина Быкова времена, когда обучала детей прикладному искусству в дворовом клубе. И Мишу вспоминает часто. В то утро они и птицу увидели, и лепил ее потом ребенок с большим воодушевлением.
В 1973–1976 годах Алевтина Александровна собирала у себя дома трудных подростков и показывала, как гравировать по дереву. Сейчас ей 84 года, более 20 лет она на пенсии, но продолжает заниматься прикладным искусством для души. Недавно в библиотеке № 2 состоялась ее персональная выставка, где были представлены деревянные доски, расписанные в городецком стиле.
– Почему именно городецкая роспись?
– Эта роспись меня покорила, когда мне было 32 года. Я путешествовала по «Золотому кольцу» России и заехала в Горький, там как раз есть музей Городца. Мне посоветовали заглянуть в одну из школ. Зашла – и обомлела. Вы представляете, там даже парты расписаны в городецком стиле, все такое красивое. Мне захотелось посетить мастерские, чтобы увидеть, как поставлены руки мастера. Моему восхищению не было предела! Я так расчувствовалась, что даже заплакала. В этой росписи так много ярких, истинно русских символов.
– Можно об этом подробнее?
– Символ богатства – кони. Раньше, если во дворе была лошадь, хозяин считался зажиточным. Голубка символизирует девственность, чистоту, порядочность. Расписанные таким образом вещи дарили будущим невестам. Символ хозяина в доме – петух, такой вальяжный, красивый, не просто птица, а глава семьи.
– А я смогу освоить эту роспись?
– Конечно. Чтобы нарисовать городецкий узор, художественной школы не требуется. Достаточно освоить всего два элемента. Сначала нужно научиться делать плавную дугу. Следующий элемент – круг. Взял кисточку, макнул в краску и просто ведешь рукой. В интернете, конечно, много обучающих уроков. Но я считаю, что не нужно ничего копировать, лучше создавать свой неповторимый рисунок.
– Вы сами где учились рисовать?
– У меня нет профессионального художественного образования. Но я еще в школе любила рисовать портреты. Для меня это было делом нескольких минут. Людям, которых я рисовала, нравилось. Я мечтала о художественном училище и даже из дома сбежала: боялась, что мне не разрешат туда поступить. И не зря! Отец быстро меня отыскал и вернул домой, так я и не поступила.
– Насколько я знаю, вы же были учителем рисования?
– Жизнь моя – с крутыми поворотами: и место жительства меняла, и профессии. На Сахалине была мастером по оформлению тортов. Позже окончила военное училище по специальности «плановик-экономист пищевой промышленности». Когда переехала в Нижнекамск, устроилась на химкомбинат экономистом в плановый отдел. Параллельно училась в педагогическом институте. Получив диплом, устроилась в школу учителем черчения и рисования. Много лет проработала методистом в Нижнекамском педагогическом училище, получила звание «Отличник народного просвещения РФ».
– Ваша квартира – словно музей. И все работы в разных стилях и направлениях. Это тоже все ваших рук дело?
Алевтина Быкова улыбнулась и кивнула головой.
– Я много лет вышиваю. Чехлы на подушках сделаны с помощью лоскутного шитья, по-другому пэчворк. Еще я умею работать в стиле художественного витража. Занимаюсь конструированием из разных материалов, чеканкой по металлу, лепниной из глины, теста, гипса, делаю аппликации из высушенных растений, вырезаю на дереве. И много чего еще.
– Почему не остановитесь на чем-то одном?
– Не могу, ведь в мире столько всего прекрасного. Как увижу что-то красивое, сразу хочу сделать сама. Стараюсь не повторять ни узоров, ни сюжетов. А секрет уникальности прост: нужно распустить старую вязанную вещь, а не ходить в поисках ниток по магазинам. У такой вещи появляется душа.
– Получается, вы изучили все виды прикладного искусства?
– Попробовала все. Многое раздарила. Вот и вам хочу вручить одну вещицу в память обо мне. Это символ здоровья и благополучия.
Алевтина Александровна протянула мне керамическую хрюшку ручной работы, расписанную в стиле гжель. «Пусть никто никогда не подкладывает вам свинью!» – пожелала женщина на прощание.