Мордва – двуединый народ
Сегодня проект «Замечательный сосед» расскажет нашему читателю про представителей малого народа, проживающего в Нижнекамске, – мордву. Им присуще упрямство, но исключительно в положительном ключе.
И это не твердолобость, а умение достигать поставленных целей и задач. Кроме того, мордва – очень гостеприимный народ, всегда готовый прийти на помощь.
У его представителей высоко развито чувство национальной гордости – они всегда готовы за себя постоять. Это гордый и смелый народ!
Христианство с язычеством в одном флаконе
Мордва делится на две этнические общности – эрзяне и мокшане. Отсюда и двуступенчатость этнического самосознания. Есть различие в языках и культуре, но в целом обе этнос-группы признают, что являются двумя составными единого мордовского народа.
В свое время языческое мировоззрение мордовского народа претерпело изменения, главным для него стало христианство. Одним из крупнейших философов, имеющих мордовские корни, был патриарх Никон. Но христианство не искоренило до конца язычество, мордовские божества перемешались с православными святыми. Пережитки язычества сохранились в быту мордвы вплоть до наших дней.
Сегодня представители мордвы встречаются как среди мусульман, так и среди православного народа. Большинство мокшан исповедуют православие, есть также лютеране и приверженцы своей религии (мокшень кой). Отдельной этнической группой мокшан являются каратаи, проживающие в Камско-Устьинском районе Татарстана. К слову, и говорят они на татарском диалекте с примесью родного языка.
Старая невеста и веретено для покойника
Во главе мордовской семьи всегда стоял мужчина – кудазор (хозяин). Его власть не ограничивалась. Он представлял домохозяйство перед общиной, властями, имел право распоряжаться семейным имуществом по своему усмотрению, нёс ответственность за моральный облик семьи. Женщине в основном отводилась роль матери, в ее обязанности входили уход за детьми, воспитание нравственности и трудолюбия у подрастающего поколения.
Не последнюю роль в жизни и быте мордовского народа играла община. В общине придерживались принципа «с миру по нитке – голому рубашка». С самого рождения до самой смерти практически каждый представитель мордвы находился под опекой общины. Там детей и молодёжь приобщали к нормам общественной, правовой, трудовой жизни, к коллективным видам работы, общественным праздникам, религии. Почётные старцы могли решать вопросы, касающиеся как общины, так и отдельно взятой семьи.
Если дело доходило до свадьбы, то у мордвы были свои порядки. В частности, они касались возрастного неравенства. Невеста часто была старше супруга на 10-15 лет. В день свадьбы мать жениха угощала всех родственников невесты хлебом. Еще одно правило, которое соблюдалось неукоснительно: замужняя женщина должна была избегать родителей мужа и брата матери супруга. Во время похорон существовал обычай класть в гроб к покойнику различные предметы. Это могли быть хлеб, нож, веретено, иголки с нитками – всё, что могло ему пригодиться в загробной жизни.
«Некоторые традиции сохраняются и по сей день. Так, эрзяне летом, когда православные отмечают праздник Троицы, проводят праздник «Каштан кая мочи». В этот день они украшают веточки березы лентами и цветами. А молодые девушки идут к водоёму с венками-каштанами, опускают их в воду, обращаясь к богине воды Ведяве, чтобы узнать, выйдут ли они замуж в этом году», – рассказывает представитель мордовского сообщества Ольга Шиндина.
Соседи как соседи
Представителей мордовского народа всегда считали хорошими работниками, исправными хозяевами в доме. Перед весенним севом, чтобы урожай был хорошим, вместо лошадей в соху впрягались женщины и шли по полю, произнося различные заклинания.
Как рассказывает Ольга, сохранился до наших дней и еще один праздник – «Тундунь ильтемачи». Это праздник встречи лета и проводы коня. В этот день лошадей, как символ силы и главного помощника на пашне, водят по улицам, заводят во дворы других домов, где встречают с большой радостью и угощениями. Хозяев же приглашают за накрытые столы. Затем коня ведут на ржаное поле, где люди молятся о благополучном урожае.
Многообразно и творчество мордовского народа. Это ювелирное искусство, вышивка, узорное ткачество, шитье бисером, художественная обработка дерева, а также устное поэтическое, танцевальное, музыкальное искусство.
Мордовский народ создал поразительное по красоте и стройности искусство многоголосого хорового пения. Оно признано уникальным не только среди финно-угров, но и вообще в мировой музыкальной культуре.
Мордовия гордится тем, что на протяжении многих веков здесь не было серьезных конфликтов на национальной или религиозной почве. Каждый народ или маленькая национальная группа чувствует себя в республике комфортно – в этом заключается основа стабильности Мордовии.
Кстати:
Мордва – самый многочисленный финно-угорский народ России. Согласно последней переписи 2010 года, их численность составляла 800 тысяч человек. В Татарстане тогда проживало 19 125 представителей этого народа.
В Мордовии чтят Великую птицу, или Иненармунь, которая в стародавние времена принесла мир и порядок на Землю, охваченную хаосом и враждой. Легендарная птица изображена и на продукции, представляющей Саранск.
Мордовия славится своими розами. Каждый год в республике выращивают более 30 миллионов этих цветов, что составляет около 10 % от общего производства роз в России.
В Мордовии хранятся мощи адмирала Федора Ушакова, причисленного к лику святых. Его именем назван крупнейший храм в Поволжье, способный одновременно принять до 3000 верующих.
Некогда в столице Мордовии Саранске побывал известный зачинщик крестьянского бунта Емельян Пугачёв.
Ему в этом городе даже установили памятник.