Пушкин, Маяковский, Есенин… Они писали о грезах, о балах, о революциях. О чем же пишут современные поэты? Что будоражит их души?
Давайте спросим у Игоря Колпакова, на литературном поприще он без малого 30 лет.
– Игорь Геннадьевич, вы помните свое самое первое стихотворение?
– Я помню первое ненаписанное. Вы замечали, что закаты бывают очень красивые и вдохновляющие? Там все оттенки: красные, оранжевые, бордовые, свинцовые. Я захотел все это описать.
Обложился бумагой, заточил карандаши, стал их грызть и пытаться сочинять. Довольно быстро я запутался в оттенках, ничего у меня не получилось. Я в сердцах поломал карандаши, порвал бумагу и решил никогда больше не сочинять. Чуть позже я нашел стихотворение Николая Гумилева «Рассвет». Он очень замечательно и талантливо смог передать всю красоту этого природного явления. С него и началось мое знакомство с поэзией.
– Кто-то пишет любовную лирику, кто-то о природе… А вы о чем?
– Стихотворение – это маленькое повествование, где присутствуют сюжет, образ, метафоры. Я люблю писать о своей жизни, о родном городе – Нижнекамске. Например, одно из моих самых первых детских впечатлений. Моя комната находилась с восточной стороны, и меня будило солнце. А подъезд находился в теневой стороне. И вот выходишь утром из подъезда, а от дома – тень. А дальше – двор, залитый солнцем, дорожка, вдоль которой усажены акации. Видя эту красоту, я написал песню «Встреча» – о встрече со своим двором.
– Ваше мнение: любой может научиться писать стихи?
– Научить писать стихи можно, но научить быть поэтом нельзя. Да, есть специальные учебники, которые учат стихосложению. Они показывают, какие есть стихотворные формы, учат им. Но изначально все-таки должна быть склонность к поэзии. Если хочется и требует душа – надо писать.
– Итак – душа требует! С чего начать?
– Как говорил Роберт Фрост: «Стих начинается с комка в горле…». Часто поэзия рождается из какой-нибудь ссоры или обиды, внутреннего надлома. Часто день ото дня работа давит, гнетёт, утомляет. Стихи – это отдушина, они помогают охранить умственные способности и чуткость души в серые монотонные будни. Я работал на Химии, по образованию инженер-электромеханик. Творчество мне помогло не зачерстветь душой, можно писать о чем угодно. Как говорил Джон Леннон: «Книги пишутся очень просто. На клочках бумаги записываются мысли, эти клочки рассовываются по карманам и, когда карман наполнился – книга написана». Так и со стихами. Вот – родилась в уме строка – записал – отложил. Потом – вторая и так далее.
– Вдохновение к вам приходит неожиданно или вы целенаправленно садитесь и начинаете сочинять?
– Часто вдохновение приходит в совершенно неожиданные моменты. Например, я на днях черенковал виноград и заметил молодые побеги. В голове вдруг появились строки: «Как медленно растут цветы, печалится не стоит. Однажды расцветут они, но лишь для тех, кто стоек». Также меня в свое время вдохновили листья сирени, которая растет у нас во дворе. Благодаря им появилась фраза «Листы сирени так похожи на сердца» - она встала в конец одного из стихотворений.
Я, еще школьной скамьи, тоже пишу стихи и, естественно, не могла упустить шанс услышать мнение о них опытного поэта. Показала одно из последних. Игорь Геннадьевич очень вдумчиво и внимательно читал мои строки, а моё сердце в эти минуты буквально остановилось. Наконец он поднял голову и взглянул мне прямо в глаза:
– Вроде бы рифма присутствует, а вот ритмика сбита. В данном случае у вас рифма через строчку. В первой и третьей строчках количество слогов должно быть одинаковым. Ударные слоги должны быть тоже одинаковыми. Без ритмики очень тяжело воспринимается стихотворение, это сбивает. Есть же и «белые» стихи, где совсем нет рифмы. Но ритмика там есть. А по сюжету – это чисто женская поэзия, ожидание и прощение – традиционные «качели».
– Спасибо. Я обязательно учту все ваши замечания. Успехов вам на творческом пути!
Фото автора