Как работает центр диспетчеризации общественного транспорта в Нижнекамске
Заголовок в печатной версии газеты: «Не проморгайте свою маршрутку!»
Помните, раньше на остановках висели таблички с номерами автобусов и расписанием их прибытия? Было очень удобно.
Но времена меняются – меняются и правила. Сейчас расписание нужных маршруток можно узнать в различных телефонных приложениях. Век цифровизации все-таки!
Точка – там, точка – тут…
Корреспондент «Нижнекамской правды» тоже решила скачать себе такое приложение и проверить его в действии. Стоило только включить телефон, на экране сразу отобразилось несколько зеленых и красных точек (это автобусы и трамваи). Глазам своим поверила с трудом – вся сетка движения на ладошке.
Вот трамвай «двойка», навстречу ему «шестерка» едет. А вот и автобусы № 59 и № 34. Через пятнадцать минут на карте в поле зрения телефона появился автобус № 25. Точка, обозначающая маршрутку, уже добралась до остановки, и через 20-30 секунд подъехал сам автобус. Погрешность невелика, зато не придется стоять подолгу и мерзнуть, можно подойти аккурат ко времени. Всю схему движения в городе с лета отслеживает служба диспетчеризации. Предлагаю вместе узнать, как она работает.
Делу – время, поездке – минуты
В диспетчерской нам коротко и доступно объяснили весь процесс работы. Начинается все с составления наряда, который сразу же загружается в компьютеры диспетчеров.
Затем диспетчер ПАТП выпускает автобусы на линию. Первая «ласточка» покидает свое место в 5:38. В 6:20 все автобусы должны быть уже на своих маршрутах.
На каждом автобусе установлена бортовая навигационная система. С ее помощью на компьютере отображаются автобусы, выпущенные на линию.
В кабинете два диспетчера, тут же находится и инженер, который работает с бортовой навигационной системой и справочниками, чтобы информация отображалась не только у диспетчера, но и на Яндекс.Картах и у водителей на дисплеях, чтобы они тоже знали время подхода к остановкам.
Помеха на дороге
С помощью бортовой навигационной системы диспетчеры на экранах компьютеров видят любое отклонение от маршрута. На сегодняшний день их два. Первое – нарушение интервальности.
По словам директора, за последнюю неделю таких случаев зафиксировано пять. Всему виной утренние и вечерние пробки в направлении промзоны и недостаточно расчищенные от снега дороги. Второй тип нарушения маршрута – съезды. Они в свою очередь делятся на допустимые и недопустимые. Допустимые – это съезды с указанного маршрута из-за больших пробок.
Процедура должна быть следующей. Водитель запрашивает разрешение на съезд у диспетчеров, уточняет у пассажиров, нет ли выходящих на остановке, которую он должен объехать, и, если желающих нет, – съезжает с дороги, чтобы миновать пробку, и продолжает путь.
Недопустимый съезд – когда водитель покидает маршрут без обоснованных причин или когда водители проезжают остановки, не согласовав с пассажирами. В таких случаях диспетчеры звонят в ПАТП, чтобы там связались с водителем и узнали причину съезда. Появление диспетчерской помогло выявить белые пятна в системе городского транспорта.
Кто рано встает…
Без сомнения, программа диспетчеризации позволяет оперативно управлять городским транспортом. Появилась возможность не только наблюдать, но и корректировать, даже прогнозировать движение. Благодаря цифровизации автобусного движения облегчился процесс сбора информации о пассажиропотоке.
Если у вас возникли вопросы к центру диспетчеризации, можете позвонить на горячую линию по номеру 8 (8555) 44-74-44.
*Для трехсменного режима нам как раз нужно 75 водителей.