Небольшой снегветер 5,5 м/с, Ю

16+

Как работает центр диспетчеризации общественного транспорта в Нижнекамске

28-01-2022, 15:05
Как работает центр диспетчеризации общественного транспорта в Нижнекамске
Общественный транспорт Нижнекамска // Фото автора

Заголовок в печатной версии газеты: «Не проморгайте свою маршрутку!»

Помните, раньше на остановках висели таблички с номерами автобусов и расписанием их прибытия? Было очень удобно.

Но времена меняются – меняются и правила. Сейчас расписание нужных маршруток можно узнать в различных телефонных приложениях. Век цифровизации все-таки!

Точка – там, точка – тут…

Корреспондент «Нижнекамской правды» тоже решила скачать себе такое приложение и проверить его в действии. Стоило только включить телефон, на экране сразу отобразилось несколько зеленых и красных точек (это автобусы и трамваи). Глазам своим поверила с трудом – вся сетка движения на ладошке.

Вот трамвай «двойка», навстречу ему «шестерка» едет. А вот и автобусы № 59 и № 34. Через пятнадцать минут на карте в поле зрения телефона появился автобус № 25. Точка, обозначающая маршрутку, уже добралась до остановки, и через 20-30 секунд подъехал сам автобус. Погрешность невелика, зато не придется стоять подолгу и мерзнуть, можно подойти аккурат ко времени. Всю схему движения в городе с лета отслеживает служба диспетчеризации. Предлагаю вместе узнать, как она работает.

Делу – время, поездке – минуты

В диспетчерской нам коротко и доступно объяснили весь процесс работы. Начинается все с составления наряда, который сразу же загружается в компьютеры диспетчеров.

Затем диспетчер ПАТП выпускает автобусы на линию. Первая «ласточка» покидает свое место в 5:38. В 6:20 все автобусы должны быть уже на своих маршрутах.

«Промежутки между выездами составляют от 5 до 15 минут. А потом уже во время поездки они растягиваются. Сейчас по городу курсируют 36 автобусов. Маршруты № 1 и № 34 с интервалом 30 минут, № 5, № 5А, № 10 – около 20 минут, № 56 и № 59 – до 14 минут, маршрут № 55 – до 17 минут», – рассказал корреспонденту «НП» директор центра диспетчеризации Иван Мысенко.

На каждом автобусе установлена бортовая навигационная система. С ее помощью на компьютере отображаются автобусы, выпущенные на линию.

В кабинете два диспетчера, тут же находится и инженер, который работает с бортовой навигационной системой и справочниками, чтобы информация отображалась не только у диспетчера, но и на Яндекс.Картах и у водителей на дисплеях, чтобы они тоже знали время подхода к остановкам. 

Помеха на дороге

С помощью бортовой навигационной системы диспетчеры на экранах компьютеров видят любое отклонение от маршрута. На сегодняшний день их два. Первое – нарушение интервальности.

Сотрудник центра диспетчеризации общественного транспорта Нижнекамска // Фото автора
Сотрудник центра диспетчеризации общественного транспорта Нижнекамска // Фото автора

По словам директора, за последнюю неделю таких случаев зафиксировано пять. Всему виной утренние и вечерние пробки в направлении промзоны и недостаточно расчищенные от снега дороги. Второй тип нарушения маршрута – съезды. Они в свою очередь делятся на допустимые и недопустимые. Допустимые – это съезды с указанного маршрута из-за больших пробок.

Процедура должна быть следующей. Водитель запрашивает разрешение на съезд у диспетчеров, уточняет у пассажиров, нет ли выходящих на остановке, которую он должен объехать, и, если желающих нет, – съезжает с дороги, чтобы миновать пробку, и продолжает путь.

Недопустимый съезд – когда водитель покидает маршрут без обоснованных причин или когда водители проезжают остановки, не согласовав с пассажирами. В таких случаях диспетчеры звонят в ПАТП, чтобы там связались с водителем и узнали причину съезда. Появление диспетчерской помогло выявить белые пятна в системе городского транспорта.

«Мы увидели и полностью искоренили факты неположенного простоя, когда водители останавливались не на конечных остановках, как положено, а где захочется. Сейчас такого нет», – рассказал корреспонденту «НП» Иван Мысенко.

Кто рано встает…

Без сомнения, программа диспетчеризации позволяет оперативно управлять городским транспортом. Появилась возможность не только наблюдать, но и корректировать, даже прогнозировать движение. Благодаря цифровизации автобусного движения облегчился процесс сбора информации о пассажиропотоке.

«На данный момент на стадии разработки находится создание на дорогах специальной выделенной линии, которая будет предназначена только для общественного транспорта. Мы хотим добиться условий, как в Казани, чтобы маршрутки свободно перевозили горожан. Это поможет бороться и с пробками в том числе. С 1 февраля планируем увеличить количество автобусов до 40 единиц. Организации все еще не хватает 75 водителей.  Если все вакансии водителей будут заняты – это позволит нам не только уменьшить интервал, но и выходить на линию в три смены*, то есть с 5 часов утра, чтобы создать комфортные перевозки для тех пассажиров, которые работают с шести часов», – рассказал Иван Мысенко. 

Если у вас возникли вопросы к центру диспетчеризации, можете позвонить на горячую линию по номеру 8 (8555) 44-74-44.

*Для трехсменного режима нам как раз нужно 75 водителей.

Пожалуйста, оцените материал:
Комментировать
Вход по логину и паролю/Регистрация

Можно войти через соцсети - это безопасно (вы сможете подписаться на комментарии и загружать фото):