Нет QR-кода – ходи пешком!
Четверг. Нижнекамск живет с ограничениями уже четвертые сутки. С понедельника Татарстан первый в России ввёл обязательное предъявление QR-кодов в общественном транспорте.
Как работает новая система перевозок и с какими трудностями сталкиваются кондукторы в городе, я решил проверить на собственной шкуре и поехал на работу на трамвае...
ПОД ДВОЙНОЙ НАГРУЗКОЙ
Мне вручили билет, а вот предъявить QR-код не попросили ни меня, ни других пассажиров. Проехав пару остановок, пересел на другой маршрут.
Здесь кондуктор громко предупредила о проверке кода и подошла ко мне. Из-за тряски смартфон кондуктора долго не мог сфокусироваться на QR-коде.
Получилось его считать далеко не с первой попытки:
– Я всегда спрашиваю код, когда люди заходят в салон. В первый день было много возмущённых, особенно среди пожилых людей. Негодовали, по какому праву мы коды спрашиваем, или просто крыли матом, – разоткровенничалась хрупкая женщина. – Один потребовал, чтобы я предъявила ему свой QR-код. Я показала, и он сразу успокоился. Работать тяжело. Если просишь пассажира покинуть салон – скандал. Не все выходят, игнорируют требование и едут дальше. А в большинстве люди с пониманием относятся, – подытожила кондуктор.
Доехав до конечной, пересаживаюсь в третий трамвай. Здесь QR-коды проверяли. Вот только пока кондуктор считывала коды, обилечивала пассажиров и параллельно отвечала на претензии негодующих, я успел проехать шесть остановок. И это далеко не в час пик!
«Конечно, долго проверять! Если народу чуть больше, то, пока до середины салона дойдёшь, многие уже успевают выйти на своих остановках! Едут, считайте, бесплатно. Заниматься этим должны ревизоры, у которых, в отличие от нас, есть полномочия», – пожаловалась кондуктор, вручая мне билет.
ШТАТ СОХРАНЯЕМ, ПАССАЖИРОВ ТЕРЯЕМ
Для обеспечения проверок QR-кодов нижнекамским кондукторам выдано 56 электронных устройств. Проверять коды с помощью собственных телефонов запрещено. Как признаются сами работники, нагрузка заметно увеличилась, но мыслей об увольнении пока нет. И если штат кондукторов не сократился, то пассажиропоток заметно просел.
В том числе из-за того, что пенсионерам, у которых нет QR-кода, заблокировали транспортные карты. Таких в Нижнекамске больше тысячи! Карты разблокируют лишь в том случае, когда в единую базу АО «Транспортная карта» поступят сведения о прохождении вакцинации или медотводе. Действие льготных карт будет продлено после снятия ограничения. Пополнять карты дополнительно не придётся – неистраченные средства сохранятся.
Чтобы узнать, как при таком раскладе складываются дела у транспортников, мы связались с генеральным директором МУП «Горэлектротранспорт» Рафаилом ХАБИБУЛЛИНЫМ.
В свою очередь те, у кого QR-кода нет, выкручиваются, как могут. Яркий пример – феномен в Казани. Там в соцсетях горожане создали группы для поиска попутчиков и даже ищут постоянного водителя, чтобы в нужное место добираться группами на регулярной основе. О стоимости «безкодового» проезда в сообществах не говорят.
ОБСТАНОВКУ НЕ НАКАЛЯЕМ
От введения новых ограничений не в восторге не только транспортники, но и сами пассажиры. В Казани в первый день действия ограничений пассажир распылил в лицо кондуктору перцовый баллончик. В другом случае кондуктору и вовсе сломали нос. Там же в Казани мужчина без кода, отказавшись покинуть салон трамвая, на полчаса парализовал движение транспорта. Для каждого из виновников история закончилась в отделе полиции.
Можно лишь порадоваться, что в Нижнекамске до таких крайностей не дошло, люди к нововведению относятся гораздо терпимее. Если в столице к проверке QR-кодов привлекают силовиков, то в Нижнекамске в авангарде пока только одни кондукторы.
Иван МЫСЕНКО, директор Центра диспетчеризации и организации общественных перевозок НМР:
– Все нижнекамские кондукторы прошли инструктаж, согласно которому им не следует поддаваться на провокации и вступать в конфликты с пассажирами. Провокации в виде видеосъёмки есть, но на них ни водители, ни кондукторы не реагируют. Пассажиров вежливо просят покинуть салон, и они выходят добровольно. Сотрудников полиции мы не привлекаем. Накалять обстановку мы не собираемся – учитываем, что транспорт у нас и так в ограниченном количестве.
Кстати, покинуть салон могут попросить и подростков до 18 лет. Молодежь выглядит сейчас очень взросло. Для подтверждения своего возраста им необходимо при себе иметь паспорт, причём оригинал, а не копию документа.
ЦИФРЫ
По состоянию на 17:00 25 ноября, за 4 «куар-дня» в Нижнекамске:
- 150 человек высадили из транспорта (обошлось без эксцессов);
- на 20 процентов сократился пассажиропоток;
- 1139 транспортных карт заблокировано.
АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ
Без QR-кода – ходи пешком. Мнения нижнекамцев на этот счет я узнал непосредственно на остановках.
– Я считаю, что это наши личные данные и иметь к ним доступ можем только мы сами. Но сама QR-код предъявляю, куда деваться, ехать-то надо.
– У меня есть QR-код о вакцинации, но, если честно, я сильно сомневаюсь, что ограничительные меры касательно общественного транспорта эффективны. Болеют все – и привитые, и непривитые.
– К введению QR-кодов лично я отношусь равнодушно. Что мне переживать? QR-код у меня есть, вакцинацию прошла, так что меня эти ограничения никак не касаются.
– Вот народ! Посмотрите, сколько людей умирает в стране, – каждый день почти тысяча. Давно бы все массово вакцинировались – и не было бы нужды вводить эти QR- коды. Сами себе подлянку устроили.
Как бы то ни было, нижнекамцы не могут обойтись без общественного транспорта. Итог: прививаются, ревакцинируются, оформляют медотводы и получают свой QR-код (прим. редакции: как получить его при медотводе – читайте на стр. 3).
Накануне Правительство РТ подписало постановление о выдаче QR-кодов военнослужащим и лицам, прошедшим вакцинацию первым компонентом – то есть тем, кто сделал только первую прививку. Распоряжение вступит в силу 26 ноября.
Ну а мы напомним, что пассажирам без QR-кода грозит штраф до 30 тысяч рублей, а перевозчикам – до 500 тысяч.
Резюмируя все вышесказанное, получается, что главными заложниками ситуации стали транспортники. Поэтому мы призываем горожан не вымещать на них злобу и вести себя корректно.