Искусство стучать «пузиками»
«Вам обычные ложки дать или красивые, для выступления?» — музыкальный руководитель «Веселого оркестра» детского сада № 82 Эльмира Бариева указала на полочку, где в ряд выстроились деревянные ложки с узорами и без.
«Я сейчас вас быстро научу стучать пузиками. Да так, что впору будет в оркестре выступать!» — пообещала женщина, устраиваясь напротив меня.
Без чувства ритма
«Пузиками мы называем черпаки ложек, когда объясняем детям, как играть», — рассмеялась Эльмира Бариева, перехватив мой удивленный взгляд.
Кстати, я всё же выбрала самые простые ложки без рисунков, чтобы нечаянно не испортить концертный инструмент. Оказалось, что есть несколько способов их использования. Самый сложный — когда музыканты в одной руке держат по две, а то и по пять ложек. Но начался наш урок с самого простого упражнения: когда ложки держат в двух руках за черенки.
Тишину зала нарушили четкие и звонкие щелчки. Кстати, судя по этому звуку, можно предположить, что ложки в древности играли роль современных ударных.
В древности ложки использовали пастухи, воины, охотники, обычный сельский люд во время праздников, обрядов и ритуалов. Нет никаких источников, в которых бы обозначалась точная дата возникновения ложек как музыкальных инструментов. Первое подробное описание найдено в документе XVIII века, но и там говорится, что ложкари появились еще задолго до этого. Есть предположение, что деревянные ложки первоначально распространились среди неграмотного крестьянского населения, поэтому о них никто и не писал. Еще одна версия, что ложки — это аналог испанских кастаньет (парный ударный музыкальный инструмент, каждая часть которого состоит из двух пластинок-ракушек, соединенных шнурком — прим. авт.). Но что появилось раньше — неизвестно.
Эльмира Бариева выдвинула свою версию: «Скорее всего, кто-то за обеденным столом, пока ел, постучал ложками о деревянную посуду и услышал звонкий звук. Решил, что можно использовать в музыке. Я думаю, что всё так и было».
Бить баклуши
Старинные модели музыкальных ложек, как и современные, изготавливались вручную. И сейчас есть специальные мастера, которые могут выстругать ложки и расписать их. Обычно инструменты заказывают по несколько штук для русских народных и детских ансамблей. Кстати, благодаря этим мастерам и появилось в народе популярное выражение «бить баклуши».
В далекие времена заготовки для ложек делали подмастерья ложкарей.
Процесс был таким: они колотили на чурбачки липовое или осиновое дерево. Эти заготовки так и назывались в простонародье — баклушами. А среди крестьян уже тогда работу, связанную с изготовлением вещей из дерева для домашнего обихода, считали несложным делом, которое не требовало какого-то виртуозного мастерства. А уж баклуши сделать мог любой бездельник. Поэтому в современном мире фразеологизм «бить баклуши» означает праздное времяпрепровождение, безделье.
Кстати, раньше, чтобы звук стал богаче и ярче, на черенках ложек устанавливали еще и колокольчики или бубенцы. Сейчас такой инструмент встретишь редко.
Постучать по соседу
Периодом, когда возродились исконно русские музыкальные инструменты, считается XIX век. Именно в это время музыкальные ложки стали полноценными участницами народных инструментальных оркестров. Появились виртуозы, которые в одиночку выходили на сцену и своим мастерством удивляли народ. Эти уникальные музыканты сопровождали игру на ложках песнями, танцами и даже различными сложными трюками.
Сегодня инструмент является незаменимой частью любого русского народного ансамбля.
Но мы отвлеклись на историю. Между тем мое обучение продолжилось. Я узнала, что есть в игре на ложках такие приемы, как: треугольник, масло мазать, хлопушки. Каждый из приемов мы повторили по несколько раз, а потом сыграли под музыку.
Далее она предложила усложнить задачу: взять две ложки в одну руку и сыграть таким образом. К этому моменту я уже вошла в раж и мне хотелось учиться дальше — и потому с удовольствием согласилась. Зажав черенки двух ложек между указательным, средним и безымянным пальцами, я попробовала постучать ими о вторую руку. Звук получился таким же резким и звонким.
«Во время выступления ложкари используют не только руки, они стучат и по коленям, и по плечам, и по ногам. Даже можно по соседу постучать», — объяснила руководитель и пару раз стукнула по моим коленям.
Комбинации игры на ложках мы тоже изучили разные: два раза удар по рукам, четыре — по ногам и два — по плечу. Что у нас получилось в итоге, вы можете посмотреть сами.
— А ложки часто ломаются? — спросила я во время паузы.
— Еще как! Постоянно приходится покупать новые.
— А из какого дерева ваши ложки?
— Мы чаще всего используем ложки из березы. Они самые недорогие и легкие в использовании. А есть еще дубовые или липовые — но детские руки не смогут с ними работать.
— А железные ложки для игры бывают?
— Вы удивитесь, но да. Они называются нейроложками. Это две алюминиевые ложки, которые соединены между собой черенками и имеют пространство между черпаками. При ударе они создают чистый однотонный звук, который приятен и достаточно звонок. Отталкиваясь от тела, ложка начинает вибрировать. Эти колебания мы и воспринимаем как звук. Но это очень дорогая вещь, их мы еще не купили.
Кстати
Современное искусство стучать «пузиками» уже давно вышло за пределы России и распространилось в Европе и даже США. Британская рок-группа «Караван», например, и вовсе ввела интересный инструмент — электроложки.
Это специальные ложки, снабженные устройствами электрического усиления звука, на которых играет Джефф Ричардсон.