Нестираемое искусство
Стена у входной двери, ведущей в квартиру, похожа на сказочную поляну: забор из цветных карандашей, а над ними порхают яркие разноцветные бабочки.
Сразу видно – здесь живет творческий человек. Корреспондента «Нижнекамской правды» в свою мастерскую пригласил художник-график, член Союза художников Татарстана Марат Афлятунов – все картины он пишет гелевой ручкой.
– Марат Сагадатович, а чем рисовали, когда гелевых ручек еще не было?
– Карандашом. Я более 40 лет проработал на «Нижнекамскнефтехиме». Сначала в 1975 году устроился художником парткома. Потом мне дали мастерскую, у меня в подчинении были 15 человек. По долгу службы выезжал на международные выставки, а там, в свободное время, делал наброски карандашом, который у меня всегда был с собой. Представьте переговоры, кто-то из членов группы делает доклад, я его раз - быстренько нарисовал, а потом этот портрет дарил. Эти мои зарисовки есть практически по всему миру, в Индии, в Корее, в городах Татарстана. В общем начал я рисовать картины с карандаша, а потом сразу перешел на гелевую ручку.
– Почему?
– Когда рисуешь карандашом, надо иметь их несколько видов: твёрдые, мягкие, мягкие до самого мягкого. А здесь одна ручка делает всё, что ты захочешь. Хочешь, твёрдым карандашом работает, хочешь, мягким – все зависит от нажима. В-третьих, каждый художник выбирает что-то своё. Хочется создать неповторимое. Я вот гелевыми ручками творю, работы узнаваемы.
– А почему не шариковыми?
– Во-первых, след от шариковой ручки быстро выцветает, а с гелевой такое не происходит, она как сухая кисть. Во-вторых, шариковая размазывается очень. Поэтому я никогда ею не работал.
– С какими техниками вы еще знакомы?
– Практически со всеми: с акварелью, маслом работать умею. В честь рождения дочери, это было 53 года назад, я написал котенка, где холстом стало стекло. Я его покрасил с одной стороны, а потом выцарапал сам рисунок. В этой же технике на стекле в 1972 году я делал портреты.
– Очень красиво. Никогда еще не видела такого исполнения. Вы и ручкой владеете мастерски. А есть у нее минусы?
– Когда рисуешь карандашом, можно все неточные черточки и линии исправить ластиком, а тут нет. Здесь я уже кладу штрих, и всё – ничего не исправить! А плюс знаете какой?
– Какой?
– Нарисую я гелевой ручкой и потру рукой после высыхания - чистота. А попробуй с карандашом так. Рисунок обязательно размажется, его надо закреплять. А гелевая ручка этого не требует, она уже закрепилась сама, впиталась в холст.
– Каждый художник выбирает для работы самые качественные и удобные кисточки и карандаши. Вы также тщательно подходите к выбору ручек?
– Однажды, когда я был в Испании, посетил музей Сальвадора Дали. Видимо на меня так подействовала энергетика, которая там царила, что как только вышел оттуда, отправился искать гелевую ручку и блокнот, чтобы быстрее начать рисовать. Так что я пользуюсь разными ручками. Мне не важно какой она фирмы, лишь бы писала.
– А сколько нужно ручек, чтобы нарисовать одну картину?
– Примерно пару штук хватит. Но я сразу закупаю пару пачек, мне их надолго хватает.
– Кому-то тяжело даются портреты, кто-то не любит рисовать пейзажи. А что у вас?
– Для меня нарисовать портрет - как между делом набросать рисунок. Они у меня получаются легко и расходятся, как горячие пирожки. А вот натюрморты поддаются медленнее. Сначала набросок сделаешь, отойдешь, посмотришь. Думаешь: «Ага, тут надо то добавить, а там – другое». Снова добавляешь штрихи. На другой день смотришь – опять где-то что-то изменить нужно. Вот так и работаю.
– Что хотите еще нарисовать?
– Есть у меня такая идея - нарисовать воду. Например, водопад, чтобы выглядел максимально реалистично. Или портрет, чтобы по лицу вода стекала. Пока обдумываю, как осуществить этот замысел.