16+

Некапризная  флейта

8-03-2024, 12:10
Некапризная  флейта
Первые письменные упоминания о курае появились в XIII–XIV веках. Один из древних музыкальных духовых инструментов типа курая был обнаружен при раскопках Такталачукского археологического комплекса в Татарстане

«Я научу вас играть на курае в считанные минуты. Тут главное, чтобы пальцы резво двигались», – Флёр Гайнемхаметов вручил мне инструмент и велел повторять за ним.

Через несколько мгновений в студии зазвучала мелодичная музыка.

Инструмент для каждого

«Обязательно зажмите пальцами все отверстия на курае и осторожно выдыхайте воздух при каждом поднятии пальца», – то ли мои пальцы помнили, когда я училась игре на курае в школе, то ли этот инструмент действительно так легко освоить, но мотив получился легко. 
Металлический духовой национальный татарский инструмент оказался вовсе не капризным.

Пользуясь паузой между уроками, я решила спросить, как курай вошел в историю татар. Флёр Гайнемхаметов рассказал, что первые письменные упоминания о нём появились в XIII–XIV веках. Например, один из древних музыкальных духовых инструментов типа курая был обнаружен при раскопках Такталачукского археологического комплекса в Татарстане. Существует также множество легенд, рассказывающих о том, как появился курай.

«Башкирская легенда такая. Жил-был злой хан, у которого на голове рос рог. Молодые люди, которые стригли правителя, узнавав о его тайне, сразу погибали. Но одному удалось сбежать. Юноша поднялся в гору и там услышал звуки, издаваемые растением «дудник», срезал его и сыграл мелодию, которая по всей стране разнесла тайну злого хана. По татарской легенде пастух пас коров и при дуновении ветра услышал мелодичные звуки. Когда отправился посмотреть откуда они исходят, обнаружил сломанный стебель, через который проходил ветер, так и рождалась мелодия», – сообщил Флёр Гайнемхаметов.

Не стоит забывать, что башкирский курай признали национальным достоянием башкир. Но татарский курай тоже имеет место.

Как объяснил Флёр Гайнемхаметов корреспонденту «Нижнекамской правды», между ними есть незначительное отличие: «Башкирский курай, как правило, длинный. Музыкант обычно держит его вдоль тела. Для того, чтобы извлечь из него звук, нужна определённая сноровка при вдувании воздуха. Татарский же курай небольшого размера. Его музыкант держит параллельно земле».

Из подручных средств

Флёр Гайнемхаметов был прав, курай – инструмент, игре на котором легко и быстро обучиться. Например, сам он освоил его еще в детстве. Рос мальчиком любопытным и музыкальным.

«У меня была привычка пробовать играть на всем, что попадется под руку. Первый раз курай я взял в руки, когда в 1962 году учился в Елабужском культпросвет училище. Я получил свою первую стипендию, быстро ее потратил, осталось всего 20 копеек. Решил сходить за хлебом и по дороге увидел детский магазин. Ноги сами понесли меня туда. На витрине лежала детская свирель, я не устоял – и потратил оставшиеся деньги на нее. В парке Елабуги тогда был очень глубокий ров, укрытый деревьями. Там и прошли мои первые уроки игры на курае», – вспоминает мужчина.

Самые первые кураи создавались из высушенных стеблей растений семейства зонтичных. Мастера тщательно подходили к выбору материалов: растение должно было быть гладким, ровным изнутри и снаружи, а также не иметь дефектов. Идеальное время сбора – конец июля-начало августа. Выбранный экземпляр срезался под самый корень, тщательно высушивался в защищенном от света помещении.

Сегодня современные модели курая изготавливаются из дерева, металла и даже пластика (последние получаются более легкими и прочными). Флёр Гайнемхаметов не только виртуозно владеет этим музыкальным инструментом, но и сам его мастерит из подручных средств.

«Меня никто не учил. Я знал, как он должен выглядеть и понимал принцип работы. Сначала для себя сделал парочку, потом участники ансамбля песни и танца «Яшьлек» («Молодость») тоже попросили. Я сказал, что сделаю, если они принесут мне лыжные палки. Вот из них я и смастерил кураи. Потом как-то сломалось удилище, сделанное из труб. Из него я тоже попробовал соорудить инструмент, получилось хорошо. За первые два года создал около ста кураев. Они со временем разбрелись по всему городу. Я шел на какой-нибудь фестиваль или концерт и видел у того или другого ребенка в руках курай, созданный мной», – рассказал Флёр Гайнемхаметов.

Душа татарского народа

Испокон веков на курае играли и женщины, и мужчины. Кураисты исполняли как народные протяжные, так и плясовые мелодии. Эти музыканты были в большом почете, так как являлись поэтами, музыкантами, композиторами и знатоками фольклора в одном лице. 
Сегодня на курае может научиться играть любой – было бы желание. Как рассказал Флёр Гайнемхаметов, мелодичное звучание этого инструмента можно услышать и в песнях современных эстрадных исполнителей. Курай используют не только как самостоятельный инструмент для сольного исполнения, но и включают в аранжировку песен.

«Для меня курай – это душа татарского народа. Инструмент, на котором играли мои предки. Сейчас игре на курае обучают в школах и детских садах. Это не удивительно, ведь игра на курае развивает многозадачность и моторику пальцев, дыхательную систему. Нужно не только дышать правильно, но и думать о последовательности нажатия, о длине вдоха и выдоха. Курай помогает сохранить народную культуру, старинные песни и танцы татар. Я мечтаю, что на нем будут играть и будущие поколения», – подытожил Флёр Гайнемхаметов.

Кстати

  • Большую популярность курай все же приобрел в Башкортостане. В 1998 году в Уфе был создан Союз кураистов Башкортостана, который в 2016 году переименован в Союз кураистов России.
  • Сегодня он насчитывает в своих рядах более 150 музыкантов, возглавляет его Артур Гайсаров.
  • В 1974 году в городе Уфа был открыт памятник-фонтан «Весенняя песнь» – где мальчик играет на курае. А в 2001 установили памятник «Курай» на горе Тугажман.
Пожалуйста, оцените материал:
Статьи «Нижнекамской правды»