Во саду ли в огороде
Дачный сезон закрыт – пора подводить итоги. Решился ли вопрос с отсутствием воды, кто вывозит крупногабаритный мусор в огородах и заработал ли новый электронный сервис для дачников?
На эти и другие вопросы корреспонденту «НП» ответил председатель ассоциации садоводов Нижнекамска Ильгам Булатов.
– Ильгам Ильдарович, с какими проблемами столкнулись дачники в этом году?
– В основном сезон прошел нормально, в штатном режиме. Масштабная проблема была только одна – понижение уровня воды в Каме. Дождей все лето практически не было, это дало свои негативные результаты, вода ушла очень сильно, нечем было поливать огороды. Качать воду из реки в этом году мы перестали уже в августе, из-за этого пришлось поменять график подачи воды. Люди были очень недовольны.
– Получилось решить проблему?
– Нет, мы так и не смогли ее решить. Договорились войти в специальную программу поддержки дачников, будем бурить скважину, поставим водонапорную башню в СНТ «Теплоэнергострой». Надеюсь, что у людей будет все-таки чистая вода. В старой скважине вода закончилась в этом сезоне.
– А что скажете по ремонту дороги вдоль дамбы?
– Это вопрос не одного дня, его поднимали неоднократно еще при Айдаре Метшине, делали проекты, хотели войти в федеральную программу, но не получилось. Недавно приезжала комиссия из Минсельхоза РТ, выезжали на дамбу с проверкой. Скорее всего, поэтапно будем заходить в программу по поддержке садоводов, что позволит нам отремонтировать эту дорогу. Она длинная, требует вложения больших средств, в некоторых местах там нет даже бетонного покрытия, чистая глина. Ремонт будет производиться частями, по 1-2 километра ежегодно, исходя из финансовых возможностей. Когда точно начнутся работы – неизвестно.
– У многих на слуху история СНТ «Нефтехимик», когда садоводы были недовольны работой председателя и настаивали на его замене. Это единичный случай?
– Нет, это товарищество не единственное, где возникла проблема с председателем. Причина всегда одна – руководители не общаются со своими садоводами. Между тем, нужно регулярно вести личные приемы. Вот, например, у меня по понедельникам встречи с населением, каждого выслушиваю, стараюсь помочь. Людей, в основном, возмущает, что председатель не разговаривает с ними, не хочет слышать, не понимает, отсюда начинается все недовольство. Иногда бывает, что у садоводов проблема-то мелочная, которую можно устранить за десять минут, а из-за закрытости руководства вопрос закручивается в огромный снежный ком.
– Как действовать садоводам в таких ситуациях?
– По закону. Если собирается более пятидесяти процентов голосов против, председатель освобождается от своей должности. Но здесь есть важное условие – ушедшего обязательно кто-то должен заменить. Например, таким образом переизбрали председателя в СНТ «Спутник». Бывший председатель собирается подавать в суд. Хотя, как показывает практика, решение суда идет в пользу активистов товарищества. При этом стоит отметить, что не каждый согласится занять эту должность, работа нелегкая.
– А в чем заключается работа председателя?
– В первую очередь – удовлетворять желания наших садоводов, как бы это тяжело не было. Дачники – это основные граждане в СНТ, благодаря им идет работа, оплачиваются взносы, именно они поддерживают свое товарищество. Остальные технические моменты второстепенны: вода, электроэнергия, вывоз мусора и так далее.
– Кстати, насчет вывоза мусора, в этом году было много жалоб от дачников: где-то не вывозят вовремя, а где-то вообще убрали мусорные контейнеры.
– Да, есть и такие неудобства. Проблема в том, что там, где мы ранее поставили контейнеры для мусора, хозяева соседних участков высказались против: контейнеры портили вид, разносился неприятный запах. Такая проблема, например, возникла в СНТ «Звездочка». Решением собрания пришлось передвинуть мусорный бак в другое место, чуть подальше. Да, стало неудобно, но люди сами так решили. Договор о вывозе мусора заключен с «Гринтой», у них только небольшие контейнеры для мелкого мусора. У них нет спецтехники, чтобы забирать крупногабаритный мусор. Такие отходы, как ветки, стройматериалы, приходится вывозить за дополнительную оплату нам самим.
– В начале сентября Минцифра Татарстана анонсировала появление нового электронного сервиса для садоводов. Он уже начал работать?
– Да, с октября. Базируется на основе приложения «Локоло», которое ввели в республике для того, чтобы дачники могли в онлайн-режиме напрямую писать председателю садового товарищества и получать ответы на интересующие вопросы, давать объявления, обсуждать инициативы и просто общаться, а главное – проводить собрания и голосования в удаленном режиме. В сервисе осуществляется подсчёт кворума и результатов голосования в автоматическом режиме. У каждого СНТ есть свои группы и чаты в сервисе Вотсап, а новый электронный сервис объединяет садоводов со всего Татарстана.
– Старшее поколение не сильно «дружит» с интернетом. Им куда можно обратиться, если возникнут проблемы?
– В Нижнекамске есть департамент, который курирует садоводческие товарищества. Он находится по адресу Ахтубинская, 21. Можно прийти и к нам в ассоциацию садоводов по адресу Вокзальная, 22. Приемный день понедельник, с 10:30 до 12:00. Я выслушаю и постараюсь помочь. Садоводы нашего города будут услышаны.